Классный час. Лицом к здоровью

Автор. Гордейчук И.П. ГУО «Средняя школа №6 г.Бреста»

Форма: диалог мнений.

Цели: раскрыть понятие здорового образа жизни. Показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуациям, информировать ребят о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.
Предварительная подготовка:
• Подготовка стенда «Стена доверия» (рисунки учащихся на тему «Здоровый образ жизни»)
• Разработка учащимися проекта «Если бы я был президентом, я бы _____________________,
чтобы укрепить здоровье граждан моего государства»
• Ученики должны предварительно ответить на вопросы анкеты:
1) Существует мнение, что наркотики – это…
2) Существует мнение, что табак – это…
3) Существует мнение, что алкоголь – это…
4) Существует мнение, что СПИД – это…
• Учащиеся готовят материал по темам:
1) Физкультура и спорт.
2) Питание.
3) Здоровье и гигиена.
4) Курение.
5) Алкоголизм.
6) Наркомания и токсикомания.
7) Положительные эмоции.
8) Экологическое сознание и поведение.
• Оборудование: магнитофон.
Ход:
В классе размещается стенд «Стена доверия», состоящий из рисунков учащихся.
Эпиграф: «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа»
(В.Гюго)
1. Ведущий: Друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о нашем настоящем и о нашем будущем.
Ведущая (с бутылкой из под пива в руке): Но у нас нет времени ходить по гадалкам.
Ведущий: А мы к ним и не пойдём.
Ведущая: А как же мы узнаем о нашем будущем.
Ведущий: Для того, что бы узнать своё будущее не обязательно ходить по гадалкам. Во-первых, нужно взглянуть на тот образ жизни, который мы ведём.
Ведущая (после раздумий): Я веду сидячий образ жизни. А ты?
Ведущий: А я веду здоровый образ жизни!
Ведущая (к классу): Ребята, а что такое здоровый образ жизни?
(Учащиеся имеют возможность высказать своё мнение относительно понятия о здоровом образе жизни)
Ведущая (к ведущему): Вот видишь, сколько людей – столько мнений. Так что же такое здоровый образ жизни?
Ведущий: Здоровый образ жизни – это совокупность действий и поступков человека, которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья.
Ведущая: Ну, сказал. И что же это за действия и поступки, направленные на сохранение нашего здоровья?
Ведущий: А вот какие (открывает доску на которой размещена следующая схема)

Физическая культура,
движение, закаливание
Положительные эмоции, Рациональное питание
нравственная регуляция ЗОЖ

Отказ от вредных Экологическое сознание
привычек (курение, и поведение
алкоголь, наркотики)
Личная гигиена,
эстетика работы и отдыха
Ведущая: Ой, что это?
Ведущий: А это и есть основные составляющие нашей здоровой жизни, нашего настоящего и будущего. И к гадалке ходить не надо, что бы узнать о своём будущем.
Ведущая: Ой, и каким это образом данные составляющие (показывает на составляющие ЗОЖ) могут повлиять лично на моё будущее?
Ведущий: А вот как: к нам пришли гости, которые много интересного могут рассказать о себе.
Ведущая: Интересно и что же это за гости?
(Выходит девочка, одетая в спортивную форму – это Физкультура)
Ведущая: Это ещё кто?
Физкультура: Я физкультура – чудная фигура.
Ведущая: Кроме фигуры, какая от тебя польза то?
Физкультура: Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие – в спортзале.
Без меня и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.
Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовите уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век – век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки (Делает несколько упражнений). Это займёт 5 – 10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.
Ведущий: После такой физкультуры не плохо бы подкрепиться.
(Выходит мальчик с кочаном капусты на тарелке – это Питание)
Ведущая: Это ещё что такое?
Питание: По вашему желанию – здоровое питание. (Протягивает тарелку ведущему)
Ведущая: А ты чем можешь улучшить моё будущее?
Питание: Если я налажено правильно – это поможет сохранить здоровье и жизнерадостность.
Ведущая: И что для этого нужно?
Питание: Правило первое: нужно меня разнообразить. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов. Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания: витамин «С» — в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках;
витамин «А» — в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;
витамин «В» — в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т. д.
конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день.
Ведущая: Ой, утомило уже вместе со своими витаминами. Можно попроще?
Питание: Можно и проще. Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. «Кто жаден до еды, дойдёт до беды» — гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.
Ведущий: Вот это уже хорошо: люблю на ночь кусочек торта побольше и шоколадку потолще съесть.
Ведущая: А я…
Питание: Только вы меня не дослушали. Правило третье: необходимо правильное распределение пищи в течение дня. Утром – сытный завтрак, после полудня – обед, вечером, часа за два до сна, — скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей – и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.
Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).
Физкультура и Питание (вместе): И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача.
Ведущая: от услышанного ко мне сплошная головная боль пришла.
(Под ручку заходят двое в белых халатах – это Здоровье и Гигиена)
Здоровье и гигиена (вместе): Это не головная боль к вам пришла, это мы к вам пришли…на помощь.
Ведущая (прячась за ведущего): Ты их знаешь?
Здоровье: В настоящее время известно более 10 000 болезней.
Ведущая: Я же говорила – у меня головная боль!
Здоровье: Я – самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье – это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение меня невозможно без соблюдения гигиенических правил.
Гигиена: Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становится доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: «Не мойся, милая, буду у тебя через три недели». К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо.
Ведущий: Ну, так это в Западной Европе.
Гигиена: На Руси активную борьбу за меня вёл Пётр 1, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.
Ведущая: Какое счастье!
Здоровье: Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза.
Физкультура: Вот я и говорю: в школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.
Ведущий (к ведущей): Что это у тебя в руках?
Ведущая: Напиток.
(Входит мальчик, с синим носом — это Алкоголь)
Алкоголь: Неправда твоя – это я!
Ведущий (к ведущей): Ну и дружки у тебя.
Алкоголь: Злоупотребление мною приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желудка, кишечника, психики. Я укорачиваю жизнь на 15 – 20 лет. Под моим влиянием у 43% мужчин было установлено ослабление половой функции. Будучи неспособным к нормальной супружеской жизни и не зная покоя от мысли, что такой аномалии нет у их жён, алкоголики склонны обвинять своих жён в измене.
Ведущая: Меня не касается – это угрожает мужчинам.
Алкоголь: Под моим влиянием глубокие изменения происходят в половой системе женщины: нарушается менструальный цикл, нередко возникает бесплодие. Пьющая женщина – это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична. Если пьянство отца приводит к рождению умственно отсталых или не вполне полноценных детей, то пьянство матери, и тем более во время беременности, ведёт к рождению детей – инвалидов, не способных к нормальному умственному и физическому развитию и нередко умирающих в первые месяцы жизни. Употребление алкоголя может стать причиной выкидыша, рождения мёртвого ребенка, расстройства их физического и умственного развития, эпилепсии.
Ведущий: Не случайна пословица: «Муж пьёт – полдома горит. Жена пьёт – весь дом горит». Социологи подсчитали, что событий, за которые «нельзя не выпить», у человека набирается 40 – 50 за год. Не много ли?
(Ведущая подходит к урне и выбрасывает бутылку от пива в мусорку)
Здоровье: Открытие Америки (1492 г.) подарило человечеству два знаменитых растения – картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак – карой. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.
(Выходит девочка, завёрнутая в бумагу – это Сигарета)
Ведущий: У нас опять гости?
Сигарета: Я сигаретка – лучшая конфетка!
Питание: Тоже мне, конфетка.
Сигарета: У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и базопастные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты и т.д.
Здоровье: Воздух, которым дышат сегодня люди, засорён пылью, выхлопными газами.…А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака.
Сигарета: Я оказываю резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2 – 3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких возрастает у злостных курильщиков в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.
Ведущая: Ну и ужасы!
Здоровье: Это ещё не ужасы.
Сигарета: Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети рождаются с водянкой головного мозга, недоразвитым спинным мозгом, и т.д.
Здоровье: Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:
1-й: постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;
2-й: полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки, прежде всего победа каждого человека над своей слабостью.
Ведущая: А я знаю, что в конце XVI века в Англии за курение казнили, а головы казненных, с трубкой во рту, выставляли на площади.
Ведущий: А я знаю, что Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекари имеют право продавать табак, только как лечебное средство.
Ведущая: А я знаю, что в Турции курильщиков сажали на кол.
Ведущая: А я знаю, что в Россию завезли зелье в начале XVII века, курильщиков также не миловали. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех у кого будет найден табак, надобно пытать и бить кнутом, пока тот не признается, откуда добыл…
Ведущий: А я знаю, что в школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажёре. Педагоги полагают, что подобный метод не только отучит провинившегося от сигареты, но и приобщит к спорту.
(Входят, шатаясь две ученицы – это Наркомания и Токсикомания)
Ведущая: что такое наркомания?
Ведущий: Наркомания – это болезненное влечение к употреблению некоторых лекарств, веществ, парализующих центральную нервную систему. Это опий, гашиш, снотворные средства, стимуляторы центральной нервной системы.
Ведущая: В чём вред наркомании?
Наркомания:1 – е: организм начинает разрушаться, сгорают нервные клетки, снижаются иные реакции организма, человек подвержен заболеваниям. Наркотики вызывают предраковые процессы в лёгких, атрофию мозга, разрушается кровь.
Алкоголь: 2 – е: идёт общая деградация личности в 15 – 20 раз быстрее, чем от алкоголя.
Наркомания: 3 – е: наркоманы – потенциальные преступники: стремясь получить свою дозу наркотика, часто прибегают к насилию, преступлению.
Наркоманов преследуют навязчивые идеи, чрезмерная раздражительность. Часто наркоманы прибегают к попытке покончить с собой.
Ведущий: Только вот чем наркомания отличается от токсикомании?
Токсикомания: Проявлением токсикомании подростков является увлечение вдыханием паров различных химикатов: клея, бензина, ацетона, красок и других средств бытовой химии. Известно, что продолжительное нюханье может вызвать красочные галлюцинации. При передозировке возникают устрашающие видения, спасаясь от которых нюхальщик может, например, выпасть в окно. Токсические вещества воздействуют на мозг, нервные клетки которого погибают. В короткие сроки может развиться слабоумие.
Ведущий: Статистика показывает, что 60% молодёжи приобщилась к наркотикам из любопытства.
Ведущая: Формула: «Я попробую и брошу» – самая распространённая ловушка. Ни под каким видом, ни под каким предлогом — ни из любопытства, ни из смелости, ни из чувства товарищества — не принимайте наркотики и токсические средства.
(Выходит плачущая девочка – это Экология)
Ведущий: Экология, почему ты плачешь?
Экология: Заботясь о себе, об удовлетворении своих запросов, люди мало заботятся о сохранении самой природы – дома, в которых они живут, часто наносят вред природе и в результате вредят самим себе, своему здоровью. В настоящее время появилась отрасль науки и практики, занимающаяся проблемой взаимодействия человека и природы – это я – экология.
В результате хозяйственной деятельности человека воздушная среда загрязнена вредными веществами. Вдыхание такого воздуха ведёт к тяжёлым заболеваниям человека.
Вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Также вода загрязняется хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами.
Одна из наиболее тяжёлых форм загрязнения – кислотные дожди, которые убивают растения, губят почвы, загрязняют поверхностные и подземные воды. Поэтому питьевую воду необходимо отстаивать и кипятить.
Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами отражаются и на качестве продуктов питания. Продукты питания следует тщательно промывать перед употреблением.
В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей природы. Решение этих вопросов зависит от каждого из нас, от вашего экологического сознания.
Ведущая: Не нужно ходить к гадалкам, что бы понять, что нас ждёт в будущем, достаточно совершить путешествие в страну здоровья.
Ведущий: Да, только от такого путешествия несколько мрачновато на душе стало.
Ведущая: Ничего, сейчас я обеспечу тебе положительные эмоции
…Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься, прост, беседуя с царями,
Останься, честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой друг, ты будешь человек!
( Р.Киплинг)

II. Проводится тест «Как вы беспокоитесь о своём здоровье? »

На предлагаемые вопросы отвечать «да» или «нет».
1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?
2. Вам нравится по телевизору смотреть передачи о здоровье?
3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?
4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?
6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?
7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?
8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?
9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?
11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?
12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?
14. Приходиться ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?
15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?
16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?
17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?
18. Часто ли посещаете врача?
19. Много ли лекарств у вас дома?
20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?
21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?
22. Вы ежедневно проверяете свой вес?
23. Часто ли у вас кружиться голова?
24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?
25. Регулярно рассматриваете свой язык?
За ответы «да» — 1 очко, за ответы «нет» — 0
14 – 25 очков: своим чрезмерным беспокойством о здоровье вы можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4 – 13 очков: у вас достаточно разумное отношение к здоровью, но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в навязчивую идею.
3 очка и меньше: у вас вполне разумное отношение к своему здоровью.

III. А сейчас ребята вытягивают из коробки бумажки, на которых написаны отрывки из песен. Включается магнитофон , который проигрывает данную песню, а учащимся предлагается пропеть этот отрывок. Потом ребята должны будут соотнести его с тем или иным направлением здорового образа жизни.

1) Поднимайтесь поскорей!
Рассчитайтесь по порядку!
Приглашаем всех зверей
На весёлую зарядку.
Упражненье началось:
Ноги вместе, руки врозь!
Раз, два, три, четыре.
Ноги выше, руки шире!
2) Разогнулась радуга – дуга –
Африку засыпали снега!
Бегает на лыжах каждый зверь!
Если ты не веришь мне –
Поверь!
3) Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома.
Довела меня тропа дальняя
До вишнёвого сада…

4) День искриться радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У ручья над ивою
Слышу соловья,
Самая счастливая
В это утро я.
5) Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что он подарит дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!
6) На плечах рюкзак тяжёлый,
Но турист не унывал,
Музыкант – турист весёлый
Шёл и песню напевал.
7) Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства.
8) Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!
9) От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.

IV. Теперь можно подвести итоги проекта «Если бы я был президентом я бы ___________________________________________________________________________
— чтобы укрепить здоровье граждан моего государства».
Обсуждается проект мер, направленных на укрепление здоровья будущих поколений.

Оставить комментарий