Северное Возрождение

Вавилонская башня

Вавилонская башня

Автор. Капуза Н.В. Учитель ГУО “Средняя школа №7 г.Бреста”

Интегрированный урок по всемирной истории и музыке в 7 классе.

Цели урока: Формирование социокультурной компетенции учащихся через интеграцию истории и музыки, участие школьников в диалоге культур.
Развитие интеллектуальных умений учащихся к познавательно-поисковому творчеству и дальнейшему саморазвитию мотивационной сферы.
Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи урока:
Обеспечить культуроведческую направленность обучения.
Включить школьников в диалог культур
Формировать логическую культуру мышления, ориентируясь на причинно_следственные связи.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, познавательной игры
Тип урока. Интегрированный.
Уровень усвоения знаний: творческий, эмоционально-ценностного отношения.
Эпиграф : «Человечество состоит из грешников, считающих себя праведниками и праведников, считающих себя грешниками»
Народная мудрость
Ключевое слово: гуманизм.
Методическое и дидактическое обеспечение урока.:Репродукции картин: :Питер Брейгель : «Битва Поста и Масленицы» ,«Крестьянская Свадьба», «Нидерландские пословицы», «Слепые» , «Охотники на снегу» , Дюрер «Портрет молодого человека», «Святой Иероним в келье», «Меланхолия» «Автопортрет», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Четыре апостола», «Четыре всадника» Ян Ван Эйк «Портрет супругов Арнольфини», Иероним Босх «Несение креста», «Воз сена» «Семь смертных грехов»
Карта «Реформация и крестьянская война в Германии»
На партах: изображение органа, опорный конспект-схема., кроссворды
На доске: а) опорная схема для проверки дом. Зад.
А)………б)…….в)……..г)……д)……
причины
реформация
последствия
а)…..б)……..в)……..г)……д)……
б) даты: 1517, 1534, 1536,1562-1592, 1572, 1593,1598
в) Соотнести:
Германия кальвинисты Генрих У111 Женева 1536
Англия гугеноты Генрих У1 1534
Франция англикане Кальвин Нант 1598
Швейцария лютеране Лютер Виттенберг 1517
Г) словарь: притча, аллегория, Апокалипсис, ксилография, офорт, гравюра , полифония, орган
Г) Тема : Северный Ренессанс или главные темы в творчестве художников Северного Ворождения.
Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о со бытиях , происходивших в Западной Европе в 16 веке. Но за всеми событиями стоят люди, так что разговор будет все таки о человеке, о том, что его волновало в далеком прошлом и что восхищало. И вообще, о событиях ли мы говорим, о датах ли, все равно разговор получается о человеке. Ключевым словом для разговора я избрала слово гуманизм. , а эпиграфом народную мудрость. О чем она? ( предполагаются рассуждения детей)
Учитель музыки: Наш урок начался с прослушивания музыки. Это была «Шутка» И.Баха. Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слезы и грусть. Она непосредственный язык души. Представить отдаленную эпоху можно всматриваясь в картины художников, читая исторические книги и … слушая музыку. Музыка всегда отражает свое время. Сегодлня мы говорим об эпохе, связанной с распространением идей гуманизма. Можем ли мы назвать композитора Баха гуманистом? ( беседа с учениками о том, что музыка возвышает, облагораживает, пробуждает лучшие чувства.)
Опорный конспект, находится на партах, работа с ним начнется при объяснении новой темы. Колонку «Главная мысль и идея, отношение к человеку» ученики заполняют самостоятельно и озвучивают в конце урока.
Искусство Северного Возрождения.
Задание 1Заполните таблицу
Имя автора Название произведения Главная мысль и идея, отношение к человеку
Альбрехт Дюрер Четыре всадника Человек греховен, человеческий идеал – поиск истины, смысл жизни-духовный рост
Рыцарь, смерть, дьявол
Святой Иероним в келье
Меланхолия
Иероним Босх Несение креста Человек может быть и страшен и прекрасен и за все ему воздастся.
Семь смертных грехов
Питер Брейгель Охотники на снегу Человек должен идти своим путем.Правильный путь- это путь праведной жизни
Слепые
Нидерландские пословицы
Ян Ван Эйк Портрет супругов Арнольфини Человеческое счастье – это счастливая семья. Залог семейного счастья – это преданность супружеская верность, балгочестивая жизнь
Задание 2.
Вопросы для размышления:
1. К каким слоям общества в большей степени было обращено искусство Северного Возрождения? Ответ – к средним слоям общества
2 В 16оо г. в Лондоне- городе с населением в 200 тысяч человек – действовало 9 театров, каждый из них вмещал до тысячи зрителей. Оцените насколько популярным было театральное искусство в народных массах
3.Чем вы можете объяснить присутствие драматических образов и.трагического мироощущения в искусстве? Ответ:
Реальная жизнь в Европе 16 века быда насыщена множеством трагических событий: религиозные войны, антифеодальные восстания, сопровождающиеся многочисленными человеческими жертвами.
Задание 2 и 3 в опорном конспекте выполняется на следующем уроке при проверке домашнего задания..
Задание 3 Сопоставьте отношение к человеку: (Учащиеся самостоятельно формулируют особенности Северного Возрождения.)
Итальянское Возрождение Северное Возрождение
Вера в безграничные желан7ие обратить внимание лю
Возможности человека Дей на их порочность
Вера в способность Мир катится в пропасть грехов
Человека изменить мир
Вера в самоценность К греху склонны все: священни Ки, мон
Ахи, воины, богачи и крестьяне
Личности
Восхищение физической
Красотой человека Интерес к простым, обычным крестьян
Ам, в заурядных жизненных обстоятель
ствах
Выводы. Гуманизм = это……( закончите мысль) н е только вера в человека и его возможности, но и конструктивная критика с целью заставить оглянуться, одуматься и главное – измениться.
Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о со бытиях , происходивших в Западной Европе в 16 веке. Но за всеми событиями стоят люди, так что разговор будет все таки о человеке, о том, что его волновало в далеком прошлом и что восхищало. И вообще, о событиях ли мы говорим, о датах ли, все равно разговор получается о человеке. Ключевым словом для разговора я избрала слово гуманизм. , а эпиграфом народн
Велика сила музыки. Вспомнился такой пример.Великая русская певица Нежданова получаоа огромное число писем от своих поклонников. Однажды пришло письмо от женщины. Она писала: На войне погиб сын, а это шла 1 мировая война, и от потрясения и горя у матери отказали руки. Когда в город с концертом приехала Нежданова друзья привели ее на концерт. Она как и все внимательно слушала, а когда закончился концерт пой мала себя на том, что аплодировала великой певице., о чем и написалда ей в багнодарном письме
Учитель музыки: Наш урок начался с прослушивания музыки. Это была «Шутка» И.Баха. Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слезы и грусть. Она непосредственный язык души. Представить отдаленную эпоху можно всматриваясь в картины художников, читая исторические книги и … сл
Велика сила музыки. Вспомнился такой пример.Великая русская певица Нежданова получаоа огромное число писем от своих поклонников. Однажды пришло письмо от женщины. Она писала: На войне погиб сын, а это шла 1 мировая война, и от потрясения и горя у матери отказали руки. Когда в город с концертом приехала Нежданова друзья привели ее на концерт. Она как и все внимательно слушала, а когда закончился концерт пой мала себя на том, что аплодировала великой певице., о чем и написалда ей в
Велика сила музыки. Вспомнился такой пример.Великая русская певица Нежданова получаоа огромное число писем от своих поклонников. Однажды пришло письмо от женщины. Она писала: На войне погиб сын, а это шла 1 мировая война, и от потрясения и горя у матери отказали руки. Когда в город с концертом приехала Нежданова друзья привели ее на концерт. Она как и все внимательно слушала, а когда закончился концерт пой мала себя на том, что аплодировала великой певице., о чем и написалда ей в багнодарном письме
багнодарном письме
ушая музыку. Музыка всегда отражает свое время. Сегодлня мы говорим об эпохе, связанной с распространением идей гуманизма. Можем ли мы назвать композитора Баха гуманистом? ( беседа с учениками о том, что музыка возвышает, облагораживает, пробуждает лучшие чувства.)
На доске: а) схема для проверки домашнего заданияВопросы классу к опорному конспекту на доске:
-Какие причины вызвали ломку системы ценностей и устоев, веками существовавших в обществе? ( кризис доверия к церкви, распространение гуманистических идей, развитие научных знаний, распространение ересей)
-Как по-другому можно назвать и назвали события ломки вековых жизненных устоев? реформация
-Какие последствия имела реформация в жизни Европы?
(раскол в католицизме, появление новой церкви – лютеранской) Почему ее так назвали?
Кто такой Лютер? Какой вклад внес в культуру Европы (перевел Евангение и Библию)
Удивительная, сильная личность. Бесстрашно прибыл в Вормс на суд после отлучения от церкви и закончил свою речь в которогй объъснил свою позицию словами:»Здесь стою и не могу иначе». Автор лютеранских песнопений
Разгадываем кроссворд, который на партах Вопросы: 1.Противник католицизма –(еретик), 2. Противник католицизма, священник, профессор- (Лютер), 3.Курфюрст Саксонии (Фридрих).,4. Релиния, доминирующпя на юге германии, (католицизм) 5. Единомышленник Лютера (протестант)5. «Мы не дролжны больше спать. За дело, за дело» автор? (Мюнцер).6. Император, противник Лютера (Карл).6. Документ об отпущении грехов (индульгенция).7. Германская земля, в которой началось восстание Мюнцера )Тюрингия)8. Посредник меджу Богом и человеком (по Лютеру). Библия.РАЗГАДЫВАЕМ ВТОРОЙ КРОСВОРД 2.Французский протестант *гугенот), 4. Имеет право на совершение греха (иезуит),6.Создатель ордена (Лойола), 7.Основатель течения в протестантизме(Кальвин),9.христианский святой, чей день почитается 24 августа,(Варфоллмей) 10.король Англии (Генрих), по вертикали: 1. город, приютивший Кальвина (Женева), 3.английский пртестант-радикал (пуританин),8.город, в котором был принят первый в Европе закон о свободе веры.(Нант)
Работа С картой: покажите страну- родину Реформации., покажите границы раскола Германии, покажите протестантские страны, покажите центр крестьянской войны в Германии, покажите город, где случилась Варфоломеевская ночь.
Чем компенсировали отсутствие роскоши в церковных обрядах протестанты-лютеране?
Музыкой. Рассказ о Бахе и полифонии (учитель музыки)Велика сила музыки. Вспомнился такой пример.Великая русская певица Нежданова получаоа огромное число писем от своих поклонников. Однажды пришло письмо от женщины. Она писала: На вой1не погиб сын, а это шла 1 мировая война, и отро потрясения и горя у матери отказали руки. Когда в город с концертом приехала Нежданова друзья привели ее на концерт. Она как и все внимательно слушала, а когда закончился концерт пой мала себя на том, что аплодировала великой певице., о чем и написалда ей в багнодарном письме
Бах – создатель полифонии, многоголосия в музыке. А какое многоголосие наблюдалось в мыслях европейцев 16 века? Ответ : различные направления протестантизма. Задании е: Соотнесите в задании на доске.Какие последствия, кроме появления новой церкви имела реформация?(религиоэные войны, раскол Германи,…..)Чья позиции по поводу крестьянской войны вам ближе И почему? Мюнцера или Лютера. Реформация – это протест только против церкви или нечто более глобальное- антифеодальный протест.А еще расцвт культуры, получивший название «Северное Возрождение». Разговор об этом и есть тема нашего сегодняшнего урока. Рассуждая, анализируя в ходе урока мы узнаем какие проблемы волновали Европу в 16 веке, как художники Северного Возрождении\ относились к человеку, в чем они видили свое предназначение.Итак. Эпоха как клуб гениев. Эпоха гуманистов. Что такое гуманизм? Кто такой гуманист_ ? Почему художников Итальянского Возрождения мы называем гуманистами?(Ребята отвечают на поставленные вопросы ) Художников, о которых мы сегодня будем вести речьбыло немного. Они общались, писали портреты друг друга. Этим не совсем похожи на титанов Итальянского Возрождения.*Те конфликтовали) Кстати а какие темы волновали итальянцев? Ответ: прекрасный человек, обобщенный образ гармоничного , совершенного, прекрасного человека.Добро, зло, совершенство, гармония, красота человека и природы. Узнаем, чем отличались северяне. . Обратите внимание на словарь. Гравюра, ксилография, офорт., аллегория, притча (разъяснение терминов)
Задание классу, поставленное перед объяснением новой темы учителем:-Сформулируйте главную мысль творчества каждого из великих живописцев.-Сформулируйте вывод о том , как понимали свое предназначение художники Северного Возрождения Современны ли темы волновавшие художников 16 века?. Закончите определение.Рассказ учителя.В художественной культуре Возрождения царила живопись.И богатые и бедные жители стран Западной Европы украшали свои дома произведениями искусства. Это были пейзажи, портреты(эти жанры живописи возникли именно в это время), но самыми популярными были печатные гравюры на дереве и меди, так называемые летучие листки, которые разносили бродячие торговцы.Самым известным художником-гравером был уроженец немецкого города Нюрнберга Альбрехт Дюрер. Сын мастера-ювелира. Разносторонне образованный человек. Живописец, ювелир, теотретик искусства, математик, но самое главное выдающийся график. Среди его работ впервую очередь следует назвать 15 больших ксилографий( гравюр на дереве), созданных за несколько месяцев под названием «Апокалипсис». Именно так называется последняя книга Нового Завета, известная как Откровение Иоанна Богослова, о конце света, полученное им на о.Патмос Почему именно эту тему выбрал художник? Мир был создан Богом за 7 дней, в этом были уверены люди 16 века. И должен существовать 7 тысяч лет. 15 век – конец 7 тысячелетия от сотворения мира. Все ждали конца времен. Каким он будет. Дюрер создал иллюстрацию к библейскому тексту в гравюре «Четыре всадника.» Читаем в Библии : «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смоти. Я взглянул, и вот, конь белый, и на енм всадник,, имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий: и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга, и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей….И взглянул я, и вот конь бледный, и на нем всадник, имя которому «смерть», и ад следовал за ним, и дана еме власть – умерщвлять мечом, и голодом и мором, и зверями земными. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убитых за сово Божие и за свидетельство, которое они имели». Вершиной творчества Дюрера являются так называемые «Мастерские гравюры» из трех работ. Первая « Рыцарь, смерть и дьявол» М ы видим всадника, вооруженного, но не воинственного, а следующегопо земле словно чудак. Смерть- мертвец на кляче, показывает на часы= его жизнь на исходе. И дьявол со свиной головой- олицетворение мерзкого зла, наполнившего этот мир. Но вдали мы видим замок.Это небесный град. Ни глядя ни на что, нужно верить в добро, радость, счастье.Вторая гравюра_ «Святой Иероним в келье». Это образ ученого человека, занимающегося интеллектуальным трудом, самым достойным и духовным делом. Это идел жизни, самый высокий ее смысл. Так считает художни Как спокоен и радостен труд , когда он находит свою келью, единственное место, где он может стать самим собой.. И последняя гравюра «Меланхолия» Меланхолики плохо приспособлены к земным делам , но им доступна радость открытийСпособностью к творчеству обладают лишь меланхолики. Именно таким считал себя Дюрер. В своих работах он рассказывает о себе.У него много собственных портретов. На одном из них он в образе Христа. Но это от того что по-немецки Христос и христианин пишутся одинаково. Он просто христианин.
Ян Ван Эйк, голландский художние, свои произведения подписывал = «Как умею» Эту фразу млжно произнести и горделиво и стесняясь собственного таланта. Посмотрите на его картину и ответьте, что по его подписи можно сказать о художнике , как о человеке? Произведение называется «портрет супругов Арнольфини». Итальянский купец, живущий в Голландии заказал семейный портрет. Мы видим новобрачных, соеденивших руки в знак клятвы верности. Кстати в то время считался законным брак, заключенный без священника, но при свидетелях и простой клятва друг другу Художник изобразил новобрачных в тесной спальне, освещенной боковым светом. У стены кровать – символ супружества.. Карти на наполнена символами. Попробуем их расшифровать. У ног супругов изображена собачка.Что может символизировать это животное? (преданность) Туфли? Неразлучность). Апельсины на подоконнике? (радость супружества) Метелка? (чистота духа) Четки? (благочестие)Питер Брейгель получил свою фамилию как и Леонардо да Винчи. Большинство картин этого художника аллегории. Он часто ходил по деревням, являлся на свадьбы, переодевшись крестьянином. Для Чего? На картине «Слепые» мы видим слепого поводыря , ведущего за собой таких же слепых. В Библии есть слова Христа: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?Очем говорит художник в своей картине?О физической слепоте или о чем то другом?( о слепоте духовной)Иероним Босх. Уже зрелым мастером Босх создал «Воз сена». Центральная часть произведения изображает земной мир, Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Сено означает соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждении\. В гибельную погоню за сеном вовлекаются и простолюдины, и Монахи, и Знать. Его колеса безжалостно давят неуспевших неудачников. На сене уютно расположидись баловни судьбы, Они не замечают, как чудовища впряженные в воз тянут его рпямо в ад. Эта часть триптина на правой створке алтаря., предназначенного не для молитвы, а скорее для раздумий. Что хотел сказать художник своим произведением? Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христа. Самое потрясающее из них картина «Несение креста» Вся ее плоскость заполнена человеческими лицами.: тесняится физиономии стражников, палачей, праздных зевак – грубые, уродливые. Еще более трашными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость скотское равнодушие, тупое злорадство. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными кажутся спокойные и крот кие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой платок с нерукотворным изображением Христа Христос идет навстречу своей смерти направо, Вероника налево в мир жизни. Имел право художник так представить человека? Вспомните библейский сюжет.
Задание. Сформулируйте черты, характерные для творчества художников Северного
Возрождения?Задания для рефлексии. : Что значит быть праведником? Почему их мало. Честно выполнять свою работу – это можно считать признаком праведности.? А как вы оцениваете свою работу на уроке.?Выставление оценок.Домашнее задание : №6 и разгадать кроссворд»Искусство Северного Возроджения»
Заключительное слово Сегодня мы очень много говорили о человеке, о добре и зле, о грехе. В России в 19 веке ежегодная исповедь была обязательной, об этом человек должен был представить справку Я думаю потому, что люди понимал как важно было осознать свои добрые и плохие дела и искренне раскаяться.:Урок окончен, но жизнь продолжается и я желаю вам прожить ее так, чтобы совесть не мучила., а раскаиваться приходилось лишь за мелочи.

Оставить комментарий