Философские образы мира и человека

Аристотель

Аристотель

Авторы. Лещинская Ж.В. и Кучинская И.В. ГУО «Средняя школа №7»
Интегрированный урок по обществоведению и русской литературе.

Цели и задачи:
• Определить формы постижения бытия, их связь с конкретно-историческим характером деятельности людей.
• Доказать тот факт, что человек – это социальное существо, главная характеристика которого – духовность.
• Способствовать формированию у учащихся собственной позиции; анализируя историческое прошлое, делать выводы; развивать историческое воображение и логическое мышление.
• Раскрыть творческие способности учащихся через составление синквейнов.
• Способствовать нравственному воспитанию учащихся в процессе оценки моральных качеств исторических личностей и литературных героев.
Оборудование:
• Раздаточный материал (цветные квадратики и карточки с перечислением качеств личности)
• Портреты исторических личностей (Джордано Бруно, Галилео Галилей, Ефросинья Полоцкая, Екатерина Вторая, Пётр 1)
• Опережающее домашнее задание. Сочинение на тему «Как я понимаю, что такое человек» (задание даётся всему классу)
• Тетрадь.
• Учебники.
Оформление доски:
Дата, тема урока и эпиграф, план урока. Основные понятия (философия, Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель)
План урока.
1. Возникновение и развитие философии. Первые попытки понять окружающий мир.
2. Взаимосвязь личности и общества. Влияние исторических личностей на его развитие.
3. Неразрывная связь писателей и литературных героев с обществом.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание – сочинение на тему «Моё место в современном обществе»
ЭПИГРАФ.
«ФИЛОСОФИЯ – ЕСТЬ ВЕРА ЧЕЛОВЕКА
В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ,
В НЕЙ ДЫШИТ ЕГО СВОБОДА»
К. ЯСПЕРС
Ход урока.
Вводное слово учителя.
Многие тысячелетия люди пытались понять и объяснить окружающий мир. Первоначально отсутствие верных знаний о природных явлениях возмещалось воображением и фантазией, что нашло своё выражение в различных верованиях в сверхъестественные силы и в мифах.
Позже, объяснение порядка вещей дала религия. Но вместе с тем, уже много веков человек в стремлении понять мир, себя и отношения между людьми обращается к философии. Мы с вами знаем, что философия возникла в 6 веке до нашей эры и связана с именам таких древнегреческих мыслителей, как Фалес, которого иногда называют «первым философом». Его тезисы актуальны и по сей день:
1. Всё состоит из воды. 2. Первые теории об устройстве мира 3. Увлекаясь отдалённым, мы можем потерять связь с близким. ( легенда о том, что он, засмотревшись на звёзды, упал в колодец.
Пифагор учил следующему:
1. Реальность основана на числах 2. Открыл гармонические соотношения в музыке (длина струн на арфе должна соответствовать определённым соотношениям) 3. Звёзды и планеты также организованны в гармонические соотношения 4. Разработал учение о реинкарнации 5. Изыскания в области математики – теорема
Самыми знаменитыми среди античных мыслителей являются:
1. Сократ, который предстал перед судом за своё учение и выбрал смерть.
2. Платон (Аристокл) – ученик Сократа. Он жил в Древней Греции с 428 по 347 гг. до н.э. и был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии: бытию, познанию и действию, и объединившим их в единую систему.
3. Аристотель. Его философия состоит из 2 главных постулатов6 всё имеет свою цель, которая является частью более общей цели. Люди должны осознавать свою цель и жить своей жизнью.
Их творческое наследие, идеи, идеалы оказали огромное влияние на все последующее развитие европейской культуры, включая религию, науку, искусство. Античная философия потеснила миф с его центральной позиции в культуре и провозгласила человека «мерою всех вещей». Именно с этого времени человек по-другому взглянул на себя и окружающий мир. Ребятам предлагается ответить на вопрос:
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? (-любовь к мудрости, размышление, поиски ответов на извечные вопросы человеческого существования).
Выслушав ответы, учитель должен сделать следующий вывод: ФИЛОСОФИЯ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ И ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ЧЕЛОВЕКА, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОСТАВИТЬ ОБЩЕЕ ВОЗЗРЕНИЕ НА МИР.
Вопрос. Как вы считаете, какие вопросы находятся в центре внимания философии? (Что такое мир? Что такое человек вообще? В чём смысл жизни? Могу ли я влиять на ход событий в обществе? Что значит быть свободным?)
Таким образом, мы видим, что в центре внимания философских раздумий всегда был и остаётся человек, его отношение к окружающей действительности. Даже если вы думаете, что у вас нет своей философии, будьте уверены — она у вас есть.
Ведь вы живёте в соответствии с какими-то идеями и мыслями о мире и вашем месте в нём. Если вы не удовлетворены тем, что находится вокруг вас и кто есть вы сами, то у вас, возможно, появится желание переосмыслить какие-то свои идеи об окружающей действительности. Этим переосмыслением и занимались философы на протяжении веков. Давайте попробуем выступить сегодня в роли философов и поговорить о человеке и его роли в жизни общества. Также попытаемся выяснить: существует ли связь между конкретно-историческим характером деятельности людей и развитием общества.
ЗАДАНИЕ.
Сначала мы ответим на вопрос – КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК?
Для ответа на этот вопрос необходимо подобрать аллитерацию – это дополнительная характеристика понятия на ту же букву, с которой начинается понятие (чуткий, честный, чувствительный, честолюбивый, человечный, чудный, чудной). Затем определяется, насколько предложенные аллитерации лично для каждого учащегося поясняют сущность данного понятия – человек. При ответе можно воспользоваться высказыванием Стендаля «ЧТОБЫ ЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА, НУЖНО ИЗУЧИТЬ САМОГО СЕБЯ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ ЛЮДЕЙ, НУЖНО ЖИТЬ С НИМИ»
Далее учащимся предлагается поговорить о рассматриваемом понятии в рамках метода «Минута говорения».
Затем учитель подводит итог, используя сочинения учащихся в том случае, если необходимые ответы не прозвучали.
Подводя итог, учитель озвучивает выдержки из сочинений учеников.
• «Человека нельзя характеризовать однозначно, ведь он, открывая новые законы и явления, лишь на мгновение утоляет жажду любопытства…Он величайшее создание природы, часть её»
• «Слово человек состоит из 2 частей: чело – лоб (значит, разум) и век – вечный разум…Человек во все времена думал о будущем, мечтал, боролся за то, чтобы жить лучше, быть лучше»
• «Человека нельзя вписать в рамки, охарактеризовать по шаблону, ведь он разный, меняющийся, противоречивый»
• «Человек – это разумное существо, у которого есть душа»
Подводя итог, необходимо отметить, что человек – живой организм, общественное существо, его важнейшей характеристикой является духовность. Человек в своих проявлениях многогранен, его сущность нельзя исчерпать каким-либо определением.
Мы выяснили, что человек – социальное существо, значит: жить в обществе и быть свободным от него он не может.
На следующем этапе урока для класса даётся задание. У каждого на парте имеется листок с перечнем качеств человека, из которых необходимо выбрать качества сильной личности, реальной исторической персоны или литературного героя, которые двигают общество вперёд, влияют на ход истории. Можно дописать свои варианты, если они не указаны на карточке.
• Как в разные исторические эпохи относились к людям, которые высказывали идеи или совершали поступки, идущие вразрез с силами и традициями, существовавшими в обществе? Приведите примеры таких судеб. (Ученики рассуждают о роли в истории Джордано Бруно и Галилео Галилее)
• Вспоминая немецкую поэзию, как Гёте отразил рассматриваемую нами тему в своих стихах? («Немногих, проникших в суть вещей
И открывших нам души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как всем известно, с самых давних дней»)
Их трагические судьбы – это и есть цена права человека на свободомыслие. Они открыли новые горизонты бытия – бесконечный мир и безграничные возможности человека как творца.
Приведите примеры влияния исторических личностей на развитие общества. (Когда несмотря ни на что человек движется к своей цели и при этом может быть не понят и осуждаем, но в результате добивается качественного улучшения жизни общества. Учащиеся могут воспользоваться данными при подготовке опережающего домашнего задания о Владимире Крестителе, Ефросинье полоцкой, Петре 1, Екатерине 2.)
Все эти люди – реальные исторические личности, они внесли заметный вклад в жизнь и развитие общества. Изучая русскую литературу, вы уже знаете, что каждый писатель и поэт не просто жил в обществе, а пытался отразить те исторические события, которые влияли на судьбы людей. Одним из таких писателей был Александр Сергеевич Грибоедов. Для продолжения беседы я передаю слово учителю русской литературы Кучинской И.В.
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ.
А сейчас давайте проверим наше задание на карточках и определим, какими же чертами должна обладать сильная личность? При чтении качеств поднимается зелёный квадратик, если согласны, и красный – если нет.
Можете предлагать свои варианты. Подводя итог, хочется отметить, что сильная личность должна обладать такими качествами. Как: рассудительность, справедливость, образованность, честность, мудрость, смелость…
Запись вывода в тетрадь. Жизнь человека возможна только в многообразных отношениях и взаимодействии с другими людьми. В духовных поисках людей существенную помощь оказывает философия. Она влияет на человека как непосредственно – развивает мышление, разум, так и опосредовано – через искусство, литературу, науку, религию.
РЕФЛЕКСИЯ. Учащимся предлагается составить синквейн – это впечатление, высказывание о чём-либо или о ком-либо в лаконичной форме, что позволяет описывать своё впечатление в пять строк. Синквейн о 5ти исторических личностях или литературных героях, о которых сегодня шла речь. Пример:
Пётр Первый
1. Великий 2. Изменил 3. Проводил 4. Прорубил 5. Реформатор
Пётр первый, проведя реформы в России, изменил её облик, «прорубил окно в Европу».
Запись домашнего задания в дневники. Дома необходимо написать сочинение на тему «Моё место в современном мире». На следующем уроке мы продолжим разговор на тему «Современные взгляды на общество и человека»

Оставить комментарий